Регистрация  Забыли пароль?
Adobe Premiere для начинающих

"Adobe Premiere для начинающих"

Основа 1: Экспорт, импорт и прочие начальные сведения

Итак, мы начинаем. Во всем моем рассказе будет использоваться Adobe Premiere 6.0 официальный английский релиз. Впрочем, русские версии не должны принципиально от него отличаться. Краткое отступление о видео форматах: наших форматов два - MPEG и DivX, причем DivX гораздо более наш. Вряд ли вы сможете сделать AMV из исходника в каком-либо "ненашем" формате. На мой скромный взгляд, легче найти аниме в DivX, чем переконвертировать его из какого-нибудь левого формата. И это не говоря о качестве, которое после конвертации обычно просто отвратительно. Ну ладно, возвращаемся к нашим баранам и запускаем Premiere. После продолжительной загрузки появится окно выбора настроек проекта Load Project Settings - на самом деле там нет ничего интересного и на первый раз можно установить Multimedia Video for Windows. Далее в меню Window/Workspace выберите A/B Editing. В принципе, об этом самом Workspace вас должны были спросить при первом запуске Premiere, но повторение - мать. И вот теперь, когда мы стандартизировали вид рабочего стола в Premiere, можно приступать к опытам. На первых порах нам пригодится какой-нибудь небольшой видеофрагмент в .MPG. Чтобы добавить видео в список ассоциируемых с данным проектом выберите его в окошке File/Import/File... Теперь этот фрагмент должен появиться в окошке Project, по умолчанию левом верхнем. Можно приступать к редактированию, но у нас сейчас разговор не о нем. Позволю себе лирическое отступление: сейчас мы импортируем видео в MPEG, а, как известно, в наше время практически все цифровое аниме кодируется в DivX. Так вот, распространено мнение, что Premiere не работает с DivX. ^_^ На самом деле он работает, но... не совсем корректно. У меня сложилось впечатление, что Premiere впадает в шок не от DivX, а от комбинации видео в DivX + аудио в MP3. Так вот, если вам не нужны звуки из аниме, просто отрежьте их от видео при помощи, например, VirtualDub и спокойно работайте с видео. Если же вам нужны звуки, попробуйте переконвертировать аудио в PCM, то есть несжатый формат. Обычно после этого Premiere спокойно переваривает любое видео в DivX. Но сейчас это все неважно, потому что тренироваться мы будем на MPEG. Кстати, обратите внимание, что помимо видео можно также импортировать аудио и статичные рисунки. Зачем оно нужно, я расскажу потом, а пока посмотрите вниз рабочего окна. Там находится такая замечательная вещь как Timeline. Если вы еще не успели ничего испортить, она располагается отдельным окном слева внизу. По сути дела, Timeline - главное окно для представления незаконченного видео. Именно там будет происходить склейка, добавление эффектов и создание переходов. Но это все потом, а пока перетащите мышкой наш подопытный клип в Timeline (хватать за иконку рядом с названием). Поперек Timeline должны появиться две большие зеленые полоски, представляющие аудио и видео нашего MPEG. Вверху Timeline, как, должно быть, все уже догадались, отложено время в клипе. Масштаб меняется кнопочкой в левом нижнем углу окошка Timeline. Пока что не будем трогать ни аудио, ни видео, а посмотрим на желтую полоску вверху Timeline. Это - ваша рабочая область (Work Area), и по умолчанию она растягивается на весь клип. Размеры рабочей области меняются при помощи простого перетаскивания мышкой треугольничков, ее ограничивающих. Для тренировки выберите рабочей областью небольшой кусочек видео длиной пять - десять секунд. А теперь переходим собственно к экспорту и нажимаем File/Export Timeline/Movie... Здесь вам предлагается сохранить результат, но самое интересное скрывается по кнопочкой Settings... Нажимаем и видим еще одно окошко. В File Type вряд ли стоит ставить что-нибудь кроме Microsoft AVI, а вот на Range стоит обратить внимание. При выставлении там Entire Project вы получите весь клип целиком, а при Work Area - только рабочую область. Посколько экспорт - это ОЧЕНЬ долгий процесс, при создании клипа целесообразно экспортировать рабочие области. Пока для тренировки поставьте Work Area. Теперь переходим к еще одной кнопочке - надписи General слева вверху. Меняем, по порядку, на Video. Помните, что при черновых экспортах указываемые здесь параметры несущественны, а при финальном стоит сохранять результат ТОЧНО с теми же параметрами, что и у исходника (кстати, их можно посмотреть, нажав на исходнике в окошке Project правой кнопкой и выбрав Properties), но в формате несжатого avi (Compressor: None) и потом обработать NanDub. Для промежуточных экспортов пока что выберем Compressor: DivX MPEG-4 (low-motion). Остальные параметры стоит также подогнать к исходнику для уменьшения времени экспорта, но сейчас это не принципиально. В графе Pixel Aspect Ratio оставьте Square Pixels (1.0). Возвращаемся к кнопочке в левом верхнем углу и меняем на Audio. Как и в случае с видео, параметры стоит подогнать под исходник, черновые экспорты делать в Compressor: Microsoft ADPCM, финальный Uncompressed, и сжать в NanDub в MP3. Все, остальные кнопочки нас пока не интересуют, можете баловаться с настройками и экспортировать кусочки подопытного клипа, сколько хотите.

Основа 2: Просто и со вкусом - склейка

Здесь мы будем учиться нарезать видео на куски. Помните, что таким простым и неизящным методом можно создавать ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ клипы, так что не стоит стремиться пихать в клип как можно больше эффектов - оно обычно до добра не доводит. Тем, кто гордо пропустил Основу 1, сообщу, что было бы очень здорово, если бы вы умели экспортировать и импортировать видеофайлы, а рабочий стол Premiere имел вид A/B Editing. Теперь я буду употреблять фразы типа "импортируйте видео" или "экспортируйте и посмотрите, что получилось" без всяких комментариев, считая, что это уже известно читателю. Приступим, собственно, к изучению склейки. У нас уже есть проект с подопытным Mpeg-видео. Кроме того, это видео должно лежать в Timeline. Собственно, оно нам сейчас не нужно, так что выберите его в Timeline простым кликом и сотрите (клавиша Delete). Теперь откройте наше подопытное видео, дважды кликнув на нем в окошке Project (как и в прошлый раз, кликать на иконку слева от имени файла). Открылось окошко Clip, очень похожее на стандартный MS Media Player. Даже кнопки управления внизу те же, кроме, разве, Frame Back и Frame Forward (слева), означающие соответственно На кадр назад и На кадр вперед. Эти кнопки предназначены для навигации в видео, а для нарезки нам нужны другие кнопочки, в правом нижнем углу открывшегося окошка. Сейчас интерес для нас представляют вторая и третья слева кнопочки, с виду похожие на скобки. Вообще-то они называются Mark In и Mark Out, ну да ладно. Они используются для выбора нужного фрагмента в видео. Пока представьте, какой кусочек подопытного клипа будет начинать нашу тестовую нарезку, и при помощи кнопок навигации и... как бы это по-русски.. полосы поиска (Seek Bar) переместитесь в окошке Clip на начало нужного фрагмента. Жмем на открывающую скобку aka Mark In, перемещаемся в конец фрагмента и жмем на закрывающую скобку aka Mark Out. Обратите внимание, что теперь на полосе поиска ваш фрагмент выделен зеленым и ограничен этими самыми скобочками. Далее кликайте на видео в окошке Clip и перетаскивайте его в Timeline. Прежде чем положить его туда, обратите внимание, что под курсором появилась тень, показывающая место, куда будет положено видео, когда вы отпустите кнопку. Пока наш проект почтипуст, это несущественно. Итак, теперь кусочек вашего видео находится где-то в Timeline. Когда вы перетаскивали его, то, возможно, заметили, что видеофрагмент можно было положить на любую из дорожек Video 2, Video 1A или Video 1B. Пока мы не работаем с эффектами, это не существенно. Замечу лишь, что приоритет дорожек уменьшается сверху вниз, то есть если видеофрагменты есть одновременно и на Video 2, и на Video 1x, то экспортироваться будет Video 2 как если бы на остальных дорожках ничего не было. Теперь обратите внимание, что, подведя курсор к краю зеленого прямоугольничка, обозначающего ваш видеофрагмент, вы можете менять его размер прямо в Timeline. Также допустимо эти самые фрагменты перетаскивать. И еще: фрагменты можно нарезать на куски, для этого используется Razor Tool, расположенный справа в верхнем ряду инструментов слева вверху Timeline. Вот, пожалуй, и все, что нужно знать для создания отличной нарезки видео. Я настоятельно рекомендую вам еще немного порезать наш подопытный клип и посмотреть, как оно работает. Кстати, я еще ни разу не говорил о том, что для просмотра результата клип не обязательно экспортировать. Для экспорта и просмотра в реальном времени служит правое верхнее окошко Monitor. Оно практически не отличается от уже известного нам окошка Clip, разве что по нашему еще-не-созданному видео можно перемещаться не только при его помощи, но и используя полосу поиска прямо в Timeline (между Video 2 и полосой выбора рабочей области). И еще: немного поработав в Timeline с кусочками видео, вы увидете, что закон всемирного тяготения работает и здесь, и если два фрагмента поднести близко друг к другу, то они притягиваются. Это хорошо на первых порах, пока вы работаете с видео на макроскопическом уровне, не вдаваясь в детали. Но при завершении клипа, когда придется подгонять сцены буквально по кадрам, это будет очень здорово раздражать. Так вот, этот закон отключается кнопочкой Toggle Snap to Edges, второй слева в ряду кнопочек слева внизу Timeline.

Основа 3: Сложно и со вкусом - переходы

Несмотря на название, здесь, как обычно, ничего сложного нет. Для начала позволю себе ввести такое понятие, как поток видео. Под ним я буду подразумевать фрагмент видео, но когда он интересует нас не как фрагмент, а именно как видео в процессе воспроизведения. Итак, что такое переходы. Допустим, у нас есть два потока видео, и нам как-то нужно склеить их в один, так, чтобы в начале результирующего потока был только первый поток, а в конце - второй. Другими словами, это видео начинается с чистого первого потока, который затем как-то переходит во второй и исчезает совсем. Нетрудно догадаться, что простейшим, 'вырожденным' переходом является склейка. А теперь напрягите свою память и вспомните, какие переходы вы видели в AMV? Правильно, только плавное исчезновение одного потока и появление на его месте другого, более известное как Cross Dissolve. В принципе, другие переходы также иногда используются, но с меньшим успехом. А теперь переходим к практической части - как добавить в клип этот переход. Вы уже, наверное, думали, а зачем, собственно, нам нужны три дорожки под видео? Так вот, Video 1A и Video 1B как раз и используются для создания переходов. Даже их название говорит, что они всего лишь две части (гипотетической) дорожки Video 1. Для начала создадим два подопытных видеопотока. Вот с этим вы сейчас должны справиться уже без моего присмотра. Готово? Когда вы перетаксивали фрагмент видео в Timeline, то наверняка заметили, что вместе с видео там появляется и аудио. Кроме того, что бы вы ни делали с видео, аудио остается намертво к нему приклеенным. Этот эффект можно задавить, выбрав нужный фрагмент и нажав Clip/Unlink Audio and Video, либо тот же пункт в меню, выпадающем при нажатии правой кнопки мыши. После этого видео и аудио потоки больше не будут жестко синхронизированными, и аудио будет целесообразно сразу же удалить с Timeline. Так вот, при добавлении переходов целесообразно работать с видео БЕЗ аудио по простой причине: что делать со звуками, когда одно видео переходит в другое (напрашивается ответ: отрезать к черту и наложить песню, не правда ли)? Можно, конечно, что-нибудь придумать, но мы здесь работаем с видео, не аудио. Итак, создадим два видео потока без аудио. В Timeline они должны быть представлены двумя желтыми прямоугольниками. Теперь помещаем один из них на дорожку Video 1A, другой на Video 1B, так, чтобы они частично перекрывали друг друга. И наконец-то мы переходим к последнему окошку на рабочем столе - Transitions (справа внизу). Если его вдруг нет на рабочем столе, оно возвращается в этот мир кнопочкой Window/Show Transitions. В этом окошке и выбирается нужный вам переход. По умолчанию там должна быть открыта вкладка Transitions, двойным кликом откройте в ней папочку Dissolve и дважды кликните на пункте Cross Dissolve. Откроется окошко Transition Settings. Здесь можно посмотреть, как будет выглядеть этот переход, для этого предназначены два окошка вверху с соответствующими полосами поиска. Точно такое же окошко есть для любого другого перехода, в нем очень удобно первый раз знакомиться с тем, как они работают. Вернемся к Timeline и посмотрим на дорожку Transition между Video 1A и Video 1B. Чувствуете, к чему я клоню? Перетаскиваем Cross Dissolve из окошка Transitions на дорожку Transition и помещаем между нашими видео, как раз там, где они перекрываются. Все, уже можно наслаждаться результатом. Такие переходы, как правило, долго обрабатываются и поэтому не отображаются в окне Monitor, ибо редкая машина справится с их обсчетом в реальном времени. Но чтобы посмотреть результат, вовсе необязательно делать экспорт. Кликните правой кнопкой на фиолетовом прямоугольнике в Timeline (догадайтесь, что он обозначает?) и выберете в меню пункт Transition Settings.... Откроется уже знакомое окошко, но теперь внизу появится кнопочка Show Actual Sources (Отображать Реальные Источники). Нажимаем ее и наслаждаемся результатом в специальных окошках сверху. Кстати, стрелка справа внизу меняет направление перехода. И еще: в пределах дорожки Transition вы можете работать с переходами как с видеофрагментами - перетаскивать или менять их продолжительность. Вот,пожалуй, и все, что нужно знать для их эффективного добавления в свое видео. Для общего развития имеет смысл еще порыться в окошке Transitions и посмотреть, как работают другие переходы, а заодно и убедиться в их абсолютной бесполезности.

Основа 4: Лирическая часть - прозрачность

Работая в прошлом уроке с Cross Dissolve, вы должны были оценить всю пользу от прозрачности в клипе. Теперь мы будем использовать прозрачность не как переход, и даже не как эффект... а как прозрачность ^_^. Поскольку она очень важна, нужна и полезна, для нее в Premiere созданы специальные инструменты. Итак, поместите исследуемый фрагмент на дорожку Video 2 (и только на нее, прозрачность нельзя добавить видео на дорожке Video 1x), а тот поток, что будет виден сквозь него, на дорожку Video 1a. Так же, как и при работе с переходами, здесь лучше использовать чистое видео без аудио. Хорошо, теперь внимательно посмотрите на заголовок дорожки Video 2. Там есть такой замечательный инструмент, как Collapse/Expand Track, внешне выглядящий как маленький треугольник. Нажмите на него и вы увидите как новые, ранее не виданные глубины видео откроются вашему взору. Теперь под нашим подопытным фрагментом появился еще один прямоугольничек с красной линией внутри. Эта красная линия и обозначает уровень прозрачности, точнее НЕпрозрачности. Сейчас она расположена на 100%, то есть абсолютно непрозрачном видео. По краям этой линий есть две точки, которые можно перетаскивать по вертикали, меняя тем самым уровень прозрачности. Более того, если при этом зажать Shift, вы увидите рядом точное значение этого уровня. Попробуйте поэкспериментировать с ними. Как видите, уровень прозрачности может быть в клипе непостоянным. Но двух точек по краям явно мало, не так ли? Простым кликом на этой красной линии вы можете создать еще сколько угодно таких точек, и перетаскивать их внутри фрагмента, как вам вздумается. Вот и все,что нужно знать о прозрачности для создания хорошего AMV. Главное в ее использовании - не техническая часть, а творческая - где и как ее поместить. Эстеты могут нажать на видеофрагменте правой кнопкой и оценить окошко Video Options/Transparency..., но оно очень сильно перегружено настройками и сравнительно мало полезно при создании AMV, так что здесь я его разбирать не буду.

Основа 5: Самое веселое - эффекты

Здесь трудно дать какие-либо рекомендации, т.к. нет некоторого 'общего' эффекта, который бы часто и успешно использовался в AMV. Каждый из них очень специфичен и требует особого подхода. Поэтому здесь я просто рассмотрю метод создания эффектов на примере... ну... Lens Flare. Итак, для добавления эффектов нам понадобится (помимо создания подопытного видео) открыть окошко Effects кнопкой Window/Show Video Effects. Оно аналогично уже знакомому нам окну Transitions, поэтому открываем папку Render и перетаскиваем эффект Lens Flare прямо поверх нашего тестового фрагмента. При правильном подходе после этого у вас должно открыться окно Lens Flare Settings со специфическими настройками для этого эффекта (установите там что хотите), а затем и окно Effect Controls, всегда доступное в Window/Show Effect Controls. Оно предназначено, как нетрудно догадаться, для контроля за эффектами. Там отображаются все эффекты, наложенные на выбранный фрагмент. По умолчанию для каждого фрагмента там установлены Transparency (Прозрачность) и Motion (Движение). Обратите внимание, что квадратик Enable Effect слева от них пуст - они не активны, а напротив Lens Flare - "полон", то есть эффект включен и будет добавлен. Треугольничек слева от названия эффекта открывает (а в нашем случае закрывает) окно его настроек, а кнопка Setup справа - более полное окно настроек. Точно по такому же принципу добавляются любые другие эффекты, и допустимо наложить на один фрагмент... ну, конечно, не сколько угодно, но любое практически нужное количество эффектов. Далее я рекомендую вам самим изучить доступные в Premiere эффекты, поскольку от этого будет много больше пользы, чем от моего описания.

Основа 6: Не просто песня - звук

Во всех предыдущих уроках я рассказывал о работе с видео, а аудио осталось как-то за бортом. Наконец-то я могу уделить ему должное внимание. Итак, аудио располагается в Timeline на трех дорожках (в принципе можно сделать их и больше, но зачем?), и, в отличии от видеодорожек, у них нет системы приоритетов, то есть по умолчанию все три дорожки равноправны и звук с них будет складываться в один поток. Специфика создания AMV предусматривает весьма небольшую работу со звуком, поэтому я буду краток. Сначала имеет смысл положить используемую музыку на Audio 1 точно в начало Timeline и, выбрав ее, нажать Clip/Lock Clip on Timeline, либо ту же кнопку в меню, появляющемся при правом клике на этом фрагменте. Это закрепит музыку в данном положении (поскольку редактировать ее мы все равно не будем), чтобы снова сделать ее доступной для редактирования, просто отключите ту же кнопочку. Далее, если вы решили не брать звук из аниме в клип, стоит отключить дорожки Audio 2 и Audio 3. Для этого используется кнопка Toggle Track Output/Shy State слева в заголовке дорожки. Сейчас там стоят изображения динамиков, которые целесообразно с указанных дорошек убрать. Кстати, аналогично можно 'глушить' видеодорожки. Если же вы решили использовать звуки из аниме, дело осложняется. Стоит подумать, какого эффекта вы добиваетесь: звуки в качестве фона или звуки, перекрывающие музыку. Подумав, ваши мысли можно воплотить в жизнь при помощи такой замечательной вещи как Audio Mixer, которая включается в Window/Audio Mixer. Там наглядно и четко изображены регуляторы громкости для каждой из аудиодорожек, положение которых вам и нужно будет менять. Далее, абсолютно аналогично видеоэффектам в окошке Effects есть вкладка Audio с аудиоэффектами. Лично я не вижу им абсолютно никакого применения в AMV. Но поскольку оно все-таки может появиться, об их существовании стоит помнить. И последнее: разумно при создании видео ставить музыку в самое начало Timeline, то есть делать клип без заставки и лишь потом приделать ее к финальной версии. Так вот, чтобы подвинуть все ваше отредактированное видео в Timeline, используется Range Select Tool, второй слева в верхнем ряду инструментов слева вверху Timeline. Просто выберите все, что вы отредактировали в Timeline и перетащите на новое место. Это, пожалуй, и все. Масса редко используемных, но все же полезных возможностей осталась за бортом, но если вы добрались до этой строчки, то легко освоите их самостоятельно. На худой конец, всегда есть встроенный в Premiere файл помощи. ... ... Черт, мне всегда с трудом давалось написание концовок, так что скажу просто: Удачи! И помните, достижимо абсолютно все, надо лишь очень сильно захотеть.

Zontique
26.05.2003
БОЛЬШЕ ВСЕГО УЧАСТИЙ В AKROSS CON
1.
11
2.
11
3.
10
4.
9
5.
9
6.
9
7.
8
8.
8
9.
8
10.
7
11.
7
12.
7
13.
7
14.
7
15.
7
16.
6
17.
6
18.
6
19.
6
20.
6
West
UNIVERSE
 ФИНАЛИСТ AKROSS CON 2009 07.11.2009  
Микс
Underworld - To Heal
Instrumental, Sentimental
Delusional Productions
POP UP VIDEO
 20.08.2005  
Excel Saga
Jewel - Standing Still
Comedy
79D37'fallout'
IMAGE
 ЛУЧШИЙ КЛИП AKROSS CON 2004 01.12.2004  
Witch Hunter Robin
Theatre of Tradegy - Liquid Man
Drama, Action